Залкинд, Арон Борисович

Залкинд, Арон Борисович
(1888-1936)
   Российский психолог, один из лидеров отечественной педологии, главный редактор журнала "Педология" (1928) и председатель комиссии по планированию исследовательской работы по педологии при Наркомпроссе (1928).
   Окончил медицинский ф-т МГУ (1911), директор Петроградского психотерапевтического института (1917-1920), Московского Психологического института (1930).
   Развивая идеи психоанализа, З. впоследствии являлся инициатором перестройки психологии на основе марксизма, возглавив в 1920 году социогенетическое направление в детской психологии. В центре его исследовательских интересов были проблемы детских коллективов, в том числе проблема лидерства (вожачества), периодизация психического развития, вопросы детской сексуальности. Будучи одним из лидеров отечественной детской психологии З. пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП (б) "О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена "лженаукой". Инфаркт, полученный им при чтении этого постановления, привел З. к скоропостижной смерти.
   Рассматривая в своих работах "Педология в СССР" (1929), "Основные вопросы педологии"(1930) "Половое воспитание" (1928) закономерности развития детской психики, З. не отрицал большой роли биологических факторов, так как сама идея построения психологии на основе материализма исключала возможность игнорирования материальных основ психики. Однако источник развития он видел в окружающей ребенка социальной среде. З. подчеркивал, что нервная система человека является продуктом его социального развития, причем доказательствами изменений в биологических структурах являются, по его мнению, данные генетики, рефлексологии и психоанализа, который, являясь материалистической школой, с точки зрения З. не противоречит основам марксистской психологии. Не отрицая роль наследственности, З. доказывал, что психолог может и должен ее изменить при помощи целенаправленной и четкой организации среды и добиться быстрых изменений в психике ребенка в нужном для общества направлении. Таким образом, основной спор между Блонским и З. касался не столько закономерностей и механизмов психического развития, сколько практических вопросов воспитания и обучения детей. Их разногласия были связаны с вопросом о том, насколько пластична нервная система и каковы границы воздействия на нее среды, возможности изменения этапов и темпа психического развития.
   Исследования феномена "вожачества" (лидерства), привели З. к мысли о том, что лидеры не только организуют коллектив, но и помогают направить избыток энергии группы в нужное русло. З. подчеркивал, что все дети должны пройти через школу лидерства, особенно это важно в подростковом возрасте, так как помогает нейтрализовать негативные последствия полового созревания в этот период. Серьезно занимаясь проблемами полового развития и воспитания детей, З. доказывал, что игнорирование этих проблем принесет больше вреда, чем пользы. В то же время он признавал необходимым управление процессом полового развития, поиск путей сублимации сексуальных влечений, утверждая, что активная социальная деятельность, общение со сверстниками поможет детям преодолеть негативные отклонения в половом созревании.
   Исследования подросткового периода привели З. к мысли, что его кризисный характер определяется тремя процессами - стабилизационными, которые закрепляют прежние приобретения детей, собственно кризисными, которые связаны с резкими изменениями в психике ребенка и появляющимися в этот период новыми элементами, характерными уже для взрослых людей. Эти идеи З. имели большое значение как для практической педологической работы с подростками, так и для теоретического осмысления закономерностей психического развития, повлияв, в том числе и на Выготского, который использовал их в своей концепции возрастных кризисов. При этом З. уделял значительное внимание методам диагностики и коррекции психического развития, прежде всего полового развития и развития общения, в том числе преодоления феномена "отверженности".

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Залкинд, Арон Борисович" в других словарях:

  • Залкинд, Арон Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Залкинд. Арон Борисович Залкинд (1888, Харьков  1936, Москва)  советский психиатр, психоневролог, педолог. Лидер педологического движения в СССР. Председатель Межведомственной …   Википедия

  • Залкинд, Арон Борисович — (1888 1936)     психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Заложил теоретические основы полового воспитания, на долгие годы определившие стратегию решения этой проблемы в советской педагогике; решающее значение… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЗАЛКИНД Арон Борисович — [5(17).6.1888, Харьков, июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф т Моск. ун та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. ин та (1917 20). В 1923 30 преподавал в АКВ и 2 …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗАЛКИНД Арон Борисович — (1886 1936) российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале Психотерапия . Исследовал проблемы сексуальности и… …   Социология: Энциклопедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович (1886 1936) российский врач и психолог. В 1910 изучал возможности использования идей Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 опубликовал соответствующие статьи в журнале «Психотерапия». Исследовал проблемы… …   Новейший философский словарь

  • Залкинд — Залкинд  еврейская фамилия. Известные носители: Залкинд, Арон Борисович (1888 1936)  советский психоневролог, лидер советской педологии. Залкинд, Лазарь Борисович (1886 1945)  советский шахматный композитор. Залкинд, Милтон (1916… …   Википедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович [5(17).6.1888, Харьков, июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. ф т Моск. ун та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. ин та (1917 20). В 1923 30… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЗАЛКИНД — Арон Борисович (1886 1936) российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей 3. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. В 1913 г.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Список шахматистов —   Это служебный список с …   Википедия

  • Советская психология в 1920-1930 гг. — Советская психология в 1920 1930 гг. Содержание 1 Процессы 2 Дисциплины 3 Институты и общества 4 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»